Отчет
о работе Школы молодого педагога
(апрель, 2020 г.)
Реализация новой образовательной политики немыслима без педагога, владеющего высоким профессионализмом и творческим потенциалом.
Поэтому особую актуальность приобретает методическая помощь молодому учителю в осмыслении и разработке своей «Я — концепции».
Краткие сведения о кадровом составе:
№ п/п | Кадровый состав | Количество чел. |
Молодые специалисты: всего | 9 | |
1 | до 1 года 2-3 года | 4 5 |
2 | Имеют образование: Высшее Среднее | 7 2 |
3 | Не имеют категорию | 4 |
Задачи Школы молодого педагога:
- обеспечение адаптации молодых специалистов в коллективе,
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у студентов.
- эмоциональная поддержка педагога, укрепление веры в себя как специалиста,
- использование эффективных мер повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов,
- обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями,
- формирование индивидуального стиля творческой деятельности в педагогическом труде.
В работе с молодыми учителями условно можно выделить две части: инвариантную (знакомство с нормативными документами, организация профессиональной коммуникации, мотивация самообразования и профессионального совершенствования) и вариативную, в основе организации которой лежит диагностика затруднений, испытываемых
новичками в начале педагогической деятельности. По результатам диагностических процедур, формулируются задачи и разрабатываются формы занятий с молодыми учителями.
Основные трудности в практической деятельности молодого специалиста | Формы работы, направленные на ликвидацию трудностей |
Владение дисциплиной, в том числе в работе с учащимися низко мотивированными | Работа с привлечением психолога (тесты по выявлению стиля педагогического общения, предрасположенности к конфликтам, определения уровня педагогического сотрудничества), колледжные психологические тренинги |
Мотивация интереса к учению и предмету | Наставничество, мастер-классы, обсуждения на КМО и ШМО, консультирование |
Удержание внимания на уроке, рациональная трата времени | Семинары, круглые столы, мастер-классы, наставничество |
Работа с документацией | Консультации методистов, наставничество, собеседование с администрацией, тематические семинары |
Работа с учащимися, проведение кураторских часов | Тренинги, деловые игры, посещение кураторских часов, проводимых опытными педагогами, семинары – практикумы |
Недостаток практических умений | Наставничество |
Оказание помощи и поддержки педагогам реализуется на двух этапах:
1) предварительном (1 год работы)
2) этапе вхождения в профессию (2–3 год работы).
На первом этапе основное внимание уделяется формированию отношений преподаватель-учащийся; на втором этапе формируются отношения преподаватель — преподаватель и преподаватель -администратор. На этапе вхождения в профессию молодые педагоги активно привлекаются к выступлению на педагогических советах, заседаниях КМО и ШМУ, участию в профессиональных конкурсах, организации и проведению предметных олимпиад.
Слаженная работа АСМК и научно-методического центра приводит к положительным результатам:
- молодой специалист пополняет и конкретизирует свои знания,
- осуществляется анализ возникающих затруднений,
- формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления,
- развивается способность к педагогическому прогнозированию,
- развивается творческий потенциал молодого учителя.
В течение 2019–2020 уч.г.(до конца февраля) прошло 12 заседаний Школы молодого учителя.
Поскольку одно из главных затруднений у вновь пришедших учителей является составление рабочей программы, в сентябре 2019 года в АСМК был организован и проведён семинар «Нормативное обеспечение учебно-воспитательного процесса». Молодых учителей познакомили с требованиями к рабочей программе, её структуре, остановились на основных особенностях её написания в соответствии с новыми требованиями. Молодым учителям рассказали о требованиях к ведению журнала группы, дали рекомендации по их заполнению.
В ноябре 2019 года в АСМК был организован и проведён психологический тренинг по теме «Я и мой новый коллектив» для молодых учителей. На семинаре присутствовали молодые педагоги.
Руководитель Школы молодого учителя Махатова К.Б. отметила, что притчи во все времена и у всех народов давали пищу для размышлений о себе, о мире, о смысле жизни, о добре и зле, о человечном в человеке. В небольших по объёму притчах сконцентрирован глубочайший духовный опыт всего народа. Язык притчи понятен всем, взрослым и детям. Специфике работы с притчами был посвящён мастер–класс для молодых учителей, который провели Махатова К.Б., педагог-психолог АСМК Калым Д.
В ноябре 2019 года в был организован и проведён коучинг «Интерактивные методы, используемые на уроке» для молодых преподавателей. На коучинге присутствовало 8 молодых специалистов. Во вступительном слове руководитель Школы молодого учителя отметила, что в процессе общения преподавателя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность проведенного урока, зависит от знаний учителя.
Учитель, работающий в современных условиях, должен обладать достаточной информацией о современных тенденциях в области развития педагогической науки, участвовать в различных конкурсах, мастер-классах, заниматься самообразованием. Это единственно правильный путь для формирования качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
В течение первого полугодия также были проведены: мастер класс «На уроке рациональное использование современных технологий», преподаватель Куанышалиева Ш.К., коучинг «Обновленное обучение- источник успеха», преподаватель Махатова К.Б., участвовали все молодые преподаватели.
В январе месяце с участием заведующей учебно-методическим кабинетом нашего колледжа М. Е. Курмановой были проведены следующие занятия для молодых специалистов: «Использование метода исследования на уроках с целью улучшения обучения и учебного процесса», «Информационные технологии – один из активных способов организации обучения. Обучение возможностей интерактивной доски». Опытные преподаватели колледжа Махатова К. Б., Сайжанова Г. Д. провели коучинг на тему «Новое обучение – источник успеха».
В феврале психолог колледжа для молодых специалистов провела психологический тренинг «модель педагогического общения».
В апреле-мае необходимо провести конкурс «Лучший молодой специалист-2020».